Виды конфликтов
Рентгенологическое отделение
Врач-рентгенолог Дарецкая М.В.
Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и с самим собой. Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении и достойном выходе из данной ситуации. К сожалению для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликта. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта. Конфликт так же сказывается негативно на профессиональной деятельности.
Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, характерами, позициями, взглядами и целями, различными представлениями о способе их достижения.
Виды конфликтов:
- по направленности:
по горизонтали - между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу;
по вертикали - между людьми, находящимися в подчинении друг к другу;
смешанные - в которых представлены те и другие.
Наиболее распространены конфликты по вертикали и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех конфликтов.
- по формам проявления:
открытый (явный) конфликт - это борьба, психологическое напряжение между людьми достигшее стадии, когда для победы над соперником все средства хороши, будь то слово, действие или бездействие;
скрытый конфликт - это конфликтная ситуация обусловленная бездействием сторон, ограничивающаяся лишь несовместимостью эмоциональных восприятий, несовпадением шкалы ценностей и значимостей.
- по временным характеристикам:
кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
длительные (от нескольких часов до нескольких суток);
затяжные (длятся дольше, или вообще не находится решение).
- по уровню эмоций:
с высоким эмоциональным накалом;
с умеренным накалом;
без эмоционального накала.
- по степени зрелости:
потенциальные;
актуальные.
- по степени управляемости:
управляемые;
слабо управляемые;
неуправляемые.
- по реалистичности (предметности):
реалистичные (предметные) - это когда существует реальный предмет конфликта, то есть они стимулируются намерением достичь некоторой цели и выступают как средство достижения определённого результата;
нереалистичные (беспредметные) - это когда отсутствует предмет конфликта. Они имеют целью не достижение какого-либо реального результата, а открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, плюс к этому незадавшийся день. В этом случае конфликт выступает как средство снятия напряжения, как самоцель, и поэтому альтернативные решения касаются лишь выбора противника для конфликта, а не модели взаимодействия.
Не редко конфликты, начинаясь как реалистические, затем превращаются в нереалистические.
- - по последствиям:
конструктивные (функциональные) - это когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов, и не касаются личностных сторон противоположной стороны. Разрешение таких конфликтов приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы - в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей - источник развития. «В СПОРЕ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА».
неконструктивные (деструктивные или разрушительные) - это возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремиться психологически подавить партнёра, дискредитируя, оскорбляя и унижая его в глазах окружающих. Это ведёт к негативным, часто разрушительным последствиям. Межличностные отношения окончательно ухудшаются, и решение проблемы становиться невозможным.
- - по сторонам конфликта:
внутриличностные - это внутриличностное противоречие, конфликтогенное столкновение отдельных сторон, особенностей личности и поведения человека. Особенность этого вида конфликтов в том, что его участниками являются не люди (группы людей), а различные психологические факторы внутреннего мира отдельной личности. Развитие личности невозможно без внутриличностных конфликтов, без преодоления внутренних противоречий;
межличностные - это конфликт между двумя (или более) отдельными личностями, в основе которого противоречие потребностей, мотивов, целей, ценностей или установок. Это самый распространённый вид конфликта.
личностно - групповые конфликты - это конфликты между отдельной личностью и группой, возникающие в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
межгрупповой - это конфликт, в основе которого противоречие (столкновение) стереотипов поведения, норм, целей или ценностей различных групп. Любая организация состоит из формальных и неформальных групп, цели, интересы и ценности которых могут не совпадать и даже противоречить друг другу. На этой основе могут возникать межгрупповые конфликты. К таким конфликтам относятся - конфликты между руководством и исполнителями, между сотрудниками различных подразделений, между группами внутри коллектива или между структурными подразделениями и т.д.
Профилактика конфликтов состоит в такой организации жизнедеятельности людей, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.
Профилактическая деятельность - это создание объективных организационно-управленческих и социально-психологических условий, устраняющих причины конфликтов.
Выделяют следующие основные направления профилактики конфликтов:
- постоянная работа по улучшению условий труда и совершенствованию его оплаты;
- строгое соблюдение трудового законодательства;
- соблюдение служебной этики;
- контроль деятельности и отношений в коллективе (в разумных пределах);
- выявление проблемных областей и направление усилий на их разрешение;
- создание в коллективе благоприятной психологической атмосферы, атмосферы кооперации и сотрудничества;
- стимулировать коллектив как финансово, так и морально;
- учёт ожиданий подчинённых.
Человек живёт, общается, взаимодействует с самим собой, с другой личностью, с коллективом и поэтому столкновения взглядов, принципов, ценностей, стремлений, целей неизбежен, а следовательно неизбежен конфликт. Конфликтную ситуацию тяжело обойти стороной, а порой невозможно. Поэтому проще и надёжнее разрешить конфликтную ситуацию. Самое главное из конфликта извлечь урок, получить опыт. Конфликтных ситуаций не стоит бояться, это часть нашей жизни. Всегда необходимо стараться договориться с оппонентом, прийти к консенсусу, учесть интересы всех сторон находящихся в области конфликта. Конфронтация всегда приводит к моральному и физическому истощению, а это сильно влияет на здоровье и на производительность.