Эмоциональное благополучие семьи как условие для снижения стрессовых ситуаций в подростковом возрасте
Псхихиатрическое отделение
Психолог Гребенюк Я.А.
Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. При стрессе обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане.
Понятие «стресс» в переводе с английского означает «давление, напряжение, ответ организма на предъявленные ему требования.
Стресс, бывает психологического и эмоционального характера [1].
В силу многих причин подростки и молодые люди больше других подвержены стрессам. Источниками стресса становятся и физиологические изменения тела, и начавшиеся поиски индивидуальности, давление родителей по поводу успеваемости в школе, проблемы в отношениях между парнями и девчонками, неуверенность в себе [5].
Как отмечает А.П. Спицин растущий организм испытывает огромные перегрузки физического и психического плана [6].
Отмечаются следующие признаки стресса у подростка:
— Повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность;
— Резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты;
— Недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «накачаться»;
— Злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни;
— Резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби;
— Частое курение, регулярное распитие спиртного;
— Замкнутость подростка, отдаление его от близких и друзей;
— Резкое снижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах.
Подростки уже умеют осознавать свои проблемы, говорить о них, находить решения. Но из-за излишней эмоциональности в принятии решений и возрастной неуверенности в их правильности подросткам необходима помощь родителей.
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Как бы ни складывались условия жизни в подростковом возрасте, поддержка и потребность в семье очень важны [4].
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Это ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях, стрессам. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным [7].
Подростки испытывают стресс, когда родители конфликтуют на их глазах, вовлекая тем самым его в свои проблемы. Тем самым переживая стресс в небольших дозах, чуть ли не каждый день.
Согласно Э.Г. Эйдемиллеру и В.В. Юстицкису, отношения симпатии выполняют многообразную интегрирующую функцию в семье: снимают и смягчают фрустрационные состояния, снижают взаимную агрессивность членов семьи, снижают возникновение стрессовых ситуаций, создают более благоприятные условия для разрешения межличностных конфликтов и формирования взаимопонимания в семье. В силу этих обстоятельств развитие отношений симпатии означает и усиление сплоченности семьи, ее способность противостоять широкому кругу отрицательных и разрушающих ее факторов [8].
Подростки близко к сердцу воспринимают даже малейший конфликт в семье. Из-за сверхчувствительности и повышенной мнительности многие подростки безо всяких на то оснований начинают во всех семейных неурядицах винить себя. Им кажется, что с ними что-то не так, поэтому и вокруг одни неприятности.
Подростки страдают и впадают в стрессовые состояния, когда родители их не понимают, когда мать с отцом постоянно ссорятся.
Также значимой причиной для стресса является проживание подростка в неблагоприятных условиях: с пьющими родителями, в коммунальной квартире рядом с неприятными соседями, на опасной территории, в абсолютной бедноте [3].
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, возникновение и развитие стресса [2].
Чем родители могут помочь? Обязательно быть рядом и дать понять, что всегда придете на помощь и поможете. Ни в коем случае не навязывать своего общества, не читать нотаций и лекций. Ему может и не захочется слышать ваш совет, но ему, как и взрослому, нужен человек, который просто может выслушать.
Согласно Г. Крайг, открытое общение подростка с родителями помогает улучшить отношения, снизить стрессовые ситуации, прийти к общности взглядов внутри семьи.Чем чаще семьи смогут относиться к диалогам как к прогрессу в отношениях со своим подростком, тем больше у них будет шансов для успешного общения и тем реже в подростка будет возникать стрессовая ситуация [4].
Список литературы:
- Бодров, В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов./ В.А.Бодров – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
- Глод, Н.В. Роль тренинга в снижении агрессивного поведения как следствия насилия в семье / Н.В. Глод // Теоретические и прикладные проблемы современной психологии: мат-лы VIII Респ. студ. н/пконф. – Минск: БГПУ, 2008.
- Диковицкая, Е.М. Проблемы семьи глазами подростка / Е.М. Диковицкая // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2003. – № 5.
- Мухина, B.C. Подростковая психология / B.C. Мухина. – М.: Академия, 2000.
- Спицин, А.П., Камакин Н.Ф., Дуркин А.В. Индивидуальные особенности устойчивости к эмоциональному стрессу // Материалы VIII Международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации» / Под ред. Агаджаняна Н.А. - М.: Изд. РУДН, 1998. - 510 с.
- Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учеб. пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – Изд. 3-е. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
- Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – Ленинград: Медицина, 1990. – 192 С.
- Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. – М., 2001.