Человеческая жизнь с самого зачатия полностью доверена матери
Человеческая жизнь с самого зачатия полностью доверена матери, о нем заботится доверено женщине природой, но порой драматические ситуации или эгоистические убеждения могут заставить женщину к уничтожению жизни, которую она вынашивает в себе.
Однако было бы несправедливым сбросить всю ответственность за аборт на мать, потому что часто находятся и другие лица, ответственность которых можно считать же, а иногда даже больше, чем самой матери. Может быть виноватым отец ребенка, который прямо заставляет мать к аборту или делает это косвенным образом: оставляет ее во время беременности один на один с проблемами, временами слишком серьезными. Не следует забывать также и о намеках и соучастии, которые происходят от родных, близких и друзей, которые временами делают это во имя чести, доброго имени, женской свободы.
Кто должен брать на себя ответственность за решение в подобном случае? Врач? Родители ребенка? Кто должен принимать окончательное решение в вопросе сохранения или прерывания беременности: сама женщина, или оба родителя?
Наверное, большинству женщин, перед которыми однажды вставал этот вопрос, знакома фраза "решать тебе". Большинство женщин действительно решали это сами. Некоторым знакома ситуация, когда единственной помощью мужчины в этом вопросе были деньги на аборт. Может быть, у кого-то было и так, что и о деньгах речь не шла…
Пожалуй, главная проблема, с которой сталкивается женщина после аборта – это все-таки не возможные негативные последствия для здоровья (никакой метод прерывания беременности не обходится бесследно!), а огромный стресс, который у многих остается, что бы не говорили "бывалые", на всю жизнь. Если у женщины есть дети, она невольно размышляет о том, каким бы был ее неродившийся ребенок. Если нет – о том, что это расплата за содеянное.
А какова ответственность мужчины? Ее не потрогаешь руками, не оценишь другими категориями… Самый строгий судья себе – ты сам. Есть еще известное правило "незнание закона не освобождает от ответственности", но работает ли оно в этом случае? Может быть, правильнее будет предоставить своему партнеру это знание? Информацию о последствиях аборта, о психологическом стрессе, испытываемом женщиной, наконец, поразмыслить вместе о вашем отношении к этому?
Ведь единоличное принятие подобного, иногда самого важного решения в вашей жизни – это, по сути, выражения недоверия к своему партнеру. Который не смог убедить тебя в том, что он – именно тот человек, от которого ты бы хотела иметь ребенка. И который хотел бы иметь ребенка именно от тебя.
Аборт относится к числу старейших проблем медицинской этики, а также философии, юриспруденции и теологии.
Упоминание об аборте встречается в Древнем Китае более 4600 лет назад. Есть свидетельства, что древние жители Австралии разрывали плодную оболочку, чтобы вызвать выкидыш. А женщины Восточной Африки вызывали аборт с помощью специальных деревянных палочек. Некоторые врачи древности подходили к вопросу взвешенно и допускали аборт только в тех случаях, когда роды грозили опасностью матери или ребенку. Не одобряет прерывания беременности клятва Гиппократа ("Я... не вручу никакой женщине абортивного пессария"), однако Аристотель считал аборт допустимым. В позиции Аристотеля обращают на себя внимание два момента: необходимость абортов обосновывается у него демографическими целями (регулированием рождаемости) одновременно он считал аборт дозволенным, пока в зародыше не сформировалась "чувствительность" и "двигательная активность".
Особенно аборты были распространены в эллинскую эпоху и во время Римской империи. В те времена использовали для прерывания беременности препараты спорыньи, которые не всегда вызывали выкидыш, но вызывали выраженные побочные эффекты.
Отношение к аборту всегда было противоречивым. Женщина или врач, проведший аборт могли преследоваться по закону. В 200 году н.э. аборты наказывались изгнанием и каторжными работами в рудниках. В то же время, Платон не считал аборт непозволительным средством, а Аристотель просто-таки рекомендовал его для ограничения слишком большой рождаемости. Римское же право карало производство искусственного аборта. Но это касалось только супругов. Если же аборт делали незамужние женщины - на это не обращали никакого внимания.
В Древнем Риме, в особенности в его поздний период, аборт не считался чем-то позорным и широко практиковался. Позднее, когда Римская империя стала нуждаться в солдатах для захвата чужих земель и увеличения числа рабов, женщина и лица, способствующие производству аборта, строго наказывались.
В эпоху упадка империи состоятельные граждане предпочитали не иметь ни семьи, ни детей. Поначалу в римском праве зародыш трактовался как часть тела матери (pars viscerum), поэтому женщина не подвергалась наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы. И только позднее эмбрион (nasciturus - "имеющий родиться") был наделен некоторыми гражданскими правами. Искусственный аборт стал трактоваться как преступление прав родителей, если кто-то стремился достичь таким путем имущественных прав.
Испокон веков искусственное прерывание беременности было вне закона. Все религиозные конфессии запрещали верующим участвовать в этой процедуре. С момента возникновения христианства аборт стал отождествляться с убийством человека. Христианская концепция утверждала, что истребление плода лишает его благодати будущего крещения и, следовательно, является тяжким грехом. Поэтому в средние века аборт квалифицировался как тяжкое преступление, аналогичное убийству родственника. Под влиянием церкви в XVI веке почти во всех европейских странах (Англии, Германии, Франции) производство аборта каралось смертной казнью, которая впоследствии была заменена каторжными работами и тюремным заключением. При чем это касалось не только врача, но и пациентки.
Один из отцов церкви Василий Великий (IV - V вв.) писал: "Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению как за убийство". В христианской традиции отношения к аборту важное место занимает вопрос о том, когда эмбрион обретает бессмертную душу, когда происходит его одушевление. При этом был определен срок, начиная с которого эмбрион обретает бессмертную душу. У ранних христиан существовали половые градации: 40-й день для мальчиков и 80-й для девочек, позже эти различия нивелировались. Эти положения неожиданно "перекликаются" с современным законодательством об аборте, принятом в ряде стран и чаще всего допускающим прерывание беременности в первом триместре (до 12 недель) беременности.
В средние же века утверждение церкви об обретении эмбрионом бессмертной души в определенный момент внутриутробного развития оборачивалось суровым наказанием за аборт. Согласно своду германских законов "Каролина" (XIV в.), аборт в случае уничтожения одушевленного плода карался смертной казнью. Смертная казнь за аборт была введена в 1649 г. и в России; отменена она была столетие спустя.
Преимущественный интерес представляет эволюция отношений врачей и общества к проблеме аборта в течение двух последних столетий.
Хирургическая техника искусственного аборта путем введения в полость матки инструментов известна примерно с 1750г. Однако вначале по причине высокого риска дипломированными врачами они делались очень редко. Если этот метод и применялся в те годы, то незаконно практикующими врачевателями.
Основоположник отечественного акушерства Н.М.Максимович-Амбодик еще в 1784г. предвосхищая концепцию медицинских показаний искусственному прерыванию беременности, выступая за то, чтобы в критических ситуациях на первое место ставить спасение матери, а не плода.
В европейской медицине поворотным пунктом в окончательном формировании данной концепции стала дискуссия в Парижской медицинской академии в 1852 г.: статистика материнской смертности после кесарева сечения стала главным аргументом в этическом оправдании искусственного прерывания беременности в таких случаях.
Во второй половине XIX в. в США возникает общенациональное движение за запрет аборта. Ведущую роль в нем играло руководство авторитетной Американской медицинской ассоциации. Основываясь на эмбриологических открытиях, врачи доказывали, что плод представляет собой живое существо с момента зачатия, а не с момента ощущения матерью движений его тела (этот момент назывался "оживлением плода"). Поэтому медики настаивали, что аборт, даже в самом начале беременности, является убийством плода. В итоге к 1880г. аборты в США, если речь не шла о случаях спасения жизни женщины, были запрещены. Принятые тогда законы в основном сохранялись до 60-х годов XX в.
В 1869 г. британский парламент принял "Акт о преступлениях против личности", согласно которому аборт, начиная с момента зачатия, стал считаться тяжким преступлением. Аборт, произведенный самой женщиной, наказывался значительно строже, если он имел место после появления шевелений плода. В Германии в эти же годы производство аборта за деньги считалось отягчающим обстоятельством. Во Франции наказание усиливалось в отношении врачей, в то же время здесь был период (с 1791 по 1810 г.), когда сама женщина от наказания освобождалась вовсе
20 век легализовал аборты и возвел их в когорту методик планирования семьи. Появление во второй половине 20 века, альтернативных средств, регуляции рождаемости, изменение культурных традиций мирового сообщества заострило вопрос о нравственной оценке процедуры искусственного прерывания беременности.
В настоящее время аборт может быть сделан по желанию женщины в срок до 12 недель (согласно законодательству) и по медицинским показаниям (искусственный аборт).
Долгие годы в нашей стране искусственный аборт оставался почти единственным средством "планирования семьи". Современные методы контрацепции позволяют избежать этой опасной операции. Но даже сегодня 6% женщин ежегодно делают аборт, причем 60% из них прерывают таким образом первую беременность.
Искусственное прерывание беременности распространено в наши дни более, чем когда-либо в предыдущей истории. Ежедневно в мире совершается около 100 млн. половых актов, в 910000 случаев происходит зачатие, в 10% этих случаев беременность заканчивается искусственным абортом. Как отмечала в 1996 г. Комиссия по народонаселению и развитию ООН, "во многих странах - как развитых, так и развивающихся - искусственному прерыванию беременности общественность уделяет повышенное внимание". При этом озабоченность вызывают как медицинские последствия абортов - материнская заболеваемость (нередко приводящая к бесплодию) и смертность, так и морально-правовые - проблемы его допустимости на разных сроках беременности и законодательной регламентации.
Аборт – прерывание беременности в сроке до 22 недель. На любых сроках беременность может прерываться самопроизвольно (самопроизвольный аборт). Аборт в период до 22 недель беременности, когда зародыш (плод) еще неспособен к внеутробной жизни, делится на ранний (до 12 недель) и поздний (до 22 недель). Между 22 и 37-й неделей – это преждевременные роды. Мини-аборты выполняются в срок до 25 дней задержки, ранние – до 12 недель беременности, поздние (от 12-ти до 22 недель) выполняются по особым показаниям. К непосредственно методам прерывания беременности относятся вакуумная аспирация ("мини-аборт"), медицинский аборт (инструментальное вмешательство), на поздних сроках – внутрипузырное введение растворов, вызывающих родовую деятельность и малое кесарево сечение. К нехирургическим методам относится магнитная индукция, иглорефлексотерапия, гомеопатия (эффективность этих методов очень низка) и получивший в последнее время широкое распространение медикаментозный аборт. По некоторым сведениям, именно он сейчас наиболее популярен в Европе.
Хотелось бы подчеркнуть, что не стоит заниматься самообманом: якобы миниаборт гуманнее аборта на поздних сроках; таблетки не сравнимы с хирургическим вмешательством... Давайте говорить честно: результат применения любого из этих способов – аборт или вызванный искуственно выкидыш. И последнее ничем не гуманнее, коль скоро мы принимаем тот факт, что с первых дней существования зародыш – это человек! Поэтому подобное деление ни на чем не основывается.
Аборт может вызвать негативные последствия для женского организма:
- в результате аборта у 12% женщин нарушается менструальный цикл, возможны кровотечения между месячными, у женщины, у которой уже есть дети после аборта менструальный цикл может восстановиться через 3-4 месяца у женщины с первой беременностью восстановление всех функций может затянуться до 6 месяцев и более
- аборт - наиболее частая причина гинекологических заболеваний - после аборта они развиваются у каждой пятой женщины
- аборт нарушает работу эндокринной и нервной систем, снижает сопротивляемость организма
- женщина подсознательно воспринимает аборт как насилие над собственным телом
- это психологический стресс, который может привести к изменениям психики
- как и любая другая операция, аборт может вызвать ряд осложнений различной степени тяжести.
Ранние осложнения:
- самое страшное осложнение после аборта – нарушение целостности стенки матки (перфорация) и её разрыв. Перфорация может привести к повреждению крупных сосудов, кишечника, мочевого пузыря и воспалению всего живота (перитонит);
- самые частые осложнения – кровотечения, повреждения шейки матки, нарушение свертываемости крови, эмболия.
- довольно часто случается неполное извлечение плодного яйца. Для предупреждения этого осложнения проводят ультразвуковое исследование, а в случае обнаружения остатков плодного яйца – повторное выскабливание. Кроме того, после аборта обостряются хронические заболевания половых органов (сальпингоофорит, эндометрит и т.д.).
Значительно более серьезную опасность представляет занос инфекции в матку во время аборта (инфицированный аборт). Если бактерии проникли в матку, то очень велика вероятность её воспаления или воспаления яичников и их придатков. Чаще инфекция проникает из влагалища, а не от инструментов. Из-за того, что во время прерывания беременности пользуются расширителями, шейка матки может не полностью смыкаться, что проявляется её недостаточностью, в последствии это может привести к слабости мышечного аппарата шёйки матки, снижению запирательной функции и как следствие, поздним выкидышам при сроке 18-24 недели.
Поздние осложнения:
- к ним относятся воспалительные заболевания половых органов, гормональные нарушения, эндометриоз, дисфункция яичников, бесплодие, осложнение течения беременностей
- резко возрастает частота внематочных беременностей
- при последующих беременностях и родах возрастает частота мертворождаемости и заболеваний новорожденных, связанных с нарушениями сосудов матки, нарушения родовой деятельности и расположения плаценты. Если аборт делался один раз, угроза выкидыша при последующей беременности будет у 26% женщин, если дважды – угроза возрастает до 32%, а троекратный аборт и более увеличивает опасность выкидыша до 41%.
- увеличивается риск фоновых и злокачественных процессов молочных желез, шейки и слизистой оболочки матки.
Итак, если вы все же решились на аборт, ещё раз задумайтесь о возможных последствиях….