Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Врач-невролог РЦП
Омельянюк А.Н.
30.01.2025
Как известно, конфликтные ситуации в нашей жизни возникают достаточно часто.
Когда произносится слово «конфликт», то возникающие при этом у говорящего или слушающего человека ассоциации несут в себе, как правило, отрицательный оттенок. Если кто-либо говорит, что ему пришлось оказаться в конфликтной ситуации, то чаще всего мы представляем людей раздраженных, возбужденных, враждебно настроенных по отношению друг к другу. Однако при более вдумчивом отношении к конфликтам, которые пронизывают буквально все сферы жизни общества и без которых не возникает в общественной жизни ничего нового – ни в труде, ни в политике, ни в культуре, ни в спорте, ни в быту – оказывается, что возникновение и развитие конфликтных ситуаций и взаимодействий – явление не только не неизбежное, но и необходимое.
Изучение особенностей (или стилей) поведения в конфликте, своего личностного реагирования в конфликте может помочь прогнозировать типичные взаимоотношения между людьми, лучше выстроить эти взаимоотношения. Это может облегчить коммуникации в межличностном общении и, возможно, поможет избежать деструктивных последствий конфликтов, делая общение и сотрудничество с другими более успешным и продуктивным.
Умение положительно разрешать и выдерживать конфликты предполагает определенный жизненный опыт, умение распознать собственные интересы, умение бороться, побеждать и проигрывать, готовность пойти на риск и умение жить с последствиями конфликта. Важно знать свои способности, особенности поведения при возникновении конфликта, с каким поведением мы более или менее успешны, что полезно для нас, и что нам мешает. Исход конфликта в значительной степени определяется личной стратегией, которую мы используем. В течение всей жизни мы вырабатываем совершенно определенные способы действия и образцы поведения, с помощью которых мы общаемся в трудных ситуациях. Посредством воспитания и жизненного опыта у нас сформировались предпочтительные реакции в конфликтах.
Знание этих реакций или особенностей своего поведения в конфликте можно использовать для предотвращения инцидента и прогнозирования тактики своего поведения для конструктивного разрешения конфликта.
Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать так, что ущемляет интересы другой.
Существуют четыре основных типа конфликтов:
- внутриличностный;
- межличностный;
- конфликт между личностью и группой;
- межгрупповой конфликт.
Выделяют пять основных способов поведения (или особенностей реагирования) в конфликтных ситуациях:
- компромисс;
- приспособление;
- соперничество;
- избегание;
- сотрудничество.
При избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха, в случаях конкуренции, приспособления и компромисса либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Сотрудничество является самым трудным, однако самым дружеским и мудрым подходом, т.к. позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в конфликтных ситуациях.
Для предотвращения возникновения и развития конфликтов общие рекомендации в межличностном взаимодействии могут быть следующие:
- Не употребляйте конфликтогены.
Чтобы выполнить это правило, поставьте себя на место собеседника: не обиделись бы Вы, услышав подобное? Допустите вероятность, что этот человек более уязвим, чем Вы. Конфликтогены настраивают нас на борьбу, поэтому сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведению агрессивность. Сильные конфликтогены, вызывающие гнев, ярость, сопровождаются выделением норадреналина.
- Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Не забывайте, что если не остановитесь сейчас, то позднее сделать это будет практически невозможно – так стремительно нарастает сила конфлик- тогенов!
- Проявляйте эмпатию к собеседнику.
Эмпатия – это способность понимать и проникать в мир другого человека, а также способность передать ему это понимание.
- Делайте как можно больше благожелательных посылов в адрес собеседника.
Благожелательные посылы – это все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т.д.
Благожелательные посылы настраивают нас на комфортное общение, они сопровождаются выделением так называемых «гормонов удовольствия» – эндорфинов.
Каждый из нас нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий благожелательными посылами, становится желанным собеседником.
Конфликты и конфликтные ситуации являются неотъемлемой частью нашей жизни. Разногласия естественны, так как у нас всех различные вкусы, взгляды и ценности. Конфликты могут сопровождаться страхом проигрыша или унижения, боязнью победить «слишком дорогой ценой». Почти всегда они связаны с сильными эмоциональными переживаниями, иногда негативные переживания настолько захлестывают нас, что становится невозможным мыслить рационально. Часто мы преувеличиваем размеры конфликта и воображаем самое худшее.
Наша реакция на конфликт в значительной степени зависит от особенностей нашей личности, уверенности в себе и в собственных силах. Причем наша уверенность в своих силах находится в прямо пропорциональной зависимости от количества успешно разрешаемых конфликтов. Чем чаще мы достигаем успеха в разрешении конфликтов, тем более уверенно и компетентно чувствуем себя перед будущими конфликтными ситуациями. Любой конфликт можно рассматривать как «учебный полигон», который может помочь осознанию себя в конфликте и стать одной из возможностей развития своих способностей в конструктивном разрешении конфликтов.
Усвоить основные принципы и выводы конфликтологии, знать сущность, особенности и формы их проявления полезно каждому человеку, которому в повседневной жизни придется нередко сталкиваться с возникновением, развитием и разрешением конфликтных взаимодействий. Знать все это необходимо не только для того, чтобы уберечься от негативных, разрушительных функций конфликта, но и для того, чтобы в полной мере использовать его позитивные, конструктивные возможности.
Таким образом, знание типичных стратегий поведенческих реакций в межличностных конфликтах, соединенное с умением применять характеристики различных психологических типов личности в реальном конфликтном взаимодействии, предоставляет широкую панораму использования различных приемов и способов разрешения конфликтов, варьирование их в зависимости от конкретной ситуации и типа противостоящего в конфликте соперника.
Понимание особенностей своего поведения, познание себя помогает конструктивно действовать в конфликтных ситуациях; позволяет предотвратить деструктивные последствия конфликта, даже если такая ситуация и возникла.