Russian English
Телефоны:
+375 (17) 345-30-46 (справка)
+375 (17) 345-32-71 (регистратура платных услуг)
+375(17) 345-35-09 (регистратура приемного отделения для экстренных больных)
+375 (17) 341-64-71 (Регистратура отделения лазерной микрохирургии)
+375 (17) 340-19-18 (Регистратура офтальмологического консультативно-диагностического отделения)
+375 (17) 340-58-42 (факс )

E-mail: lpu10gkb@rambler.ru
3D-тур нашей больницы

Эмоциональное благополучие семьи как условие для снижения стрессовых ситуаций в подростковом возрасте

28.03.2018

Псхихиатрическое отделение
Психолог Гребенюк Я.А.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. При стрессе обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане.

 Понятие «стресс» в переводе с английского означает «давление, напряжение, ответ организма на предъявленные ему требования.

Стресс, бывает психологического и эмоционального характера [1].

В силу многих причин подростки и молодые люди больше других подвержены стрессам. Источниками стресса становятся и  физиологические изменения тела, и начавшиеся поиски индивидуальности, давление родителей по поводу успеваемости в школе, проблемы в отношениях между парнями и девчонками, неуверенность в себе [5].

Как отмечает А.П. Спицин растущий организм испытывает огромные перегрузки физического и психического плана [6].

Отмечаются следующие признаки стресса у подростка:

— Повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность;

— Резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты;

— Недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «накачаться»;

— Злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни;

— Резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби;

— Частое курение, регулярное распитие спиртного;

— Замкнутость подростка, отдаление его от близких и друзей;

— Резкое снижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах.

Подростки уже умеют осознавать свои проблемы, говорить о них, находить решения. Но из-за излишней эмоциональности в принятии решений и возрастной неуверенности в их правильности подросткам необходима помощь родителей.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Как бы ни складывались условия жизни в подростковом возрасте, поддержка и потребность в семье очень важны [4].

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Это ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях, стрессам. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным [7].

Подростки испытывают стресс, когда родители конфликтуют на  их глазах, вовлекая тем самым его в свои проблемы. Тем самым переживая   стресс в небольших дозах, чуть ли не каждый день.

Согласно Э.Г. Эйдемиллеру и В.В. Юстицкису, отношения симпатии выполняют многообразную интегрирующую функцию в семье: снимают и смягчают фрустрационные состояния, снижают взаимную агрессивность членов семьи, снижают возникновение стрессовых ситуаций, создают более благоприятные условия для разрешения межличностных конфликтов и формирования взаимопонимания в семье. В силу этих обстоятельств развитие отношений симпатии означает и усиление сплоченности семьи, ее способность противостоять широкому кругу отрицательных и разрушающих ее факторов [8].  

Подростки близко к сердцу воспринимают даже малейший конфликт в семье. Из-за сверхчувствительности и повышенной мнительности многие подростки безо всяких на то оснований начинают во всех семейных неурядицах винить себя. Им кажется, что с ними что-то не так, поэтому и вокруг одни неприятности.

Подростки страдают и впадают в стрессовые состояния, когда родители их не понимают, когда мать с отцом постоянно ссорятся.

Также значимой причиной для стресса является проживание подростка в неблагоприятных условиях: с пьющими родителями, в коммунальной квартире рядом с неприятными соседями, на опасной территории, в абсолютной бедноте [3].

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, возникновение и развитие стресса [2].

Чем родители могут помочь?  Обязательно быть рядом и дать понять, что всегда придете на помощь и поможете. Ни в коем случае не навязывать своего общества, не читать нотаций и лекций. Ему может и не захочется слышать ваш совет, но ему, как и взрослому, нужен человек, который просто может выслушать.

Согласно Г. Крайг, открытое общение подростка с родителями помогает улучшить отношения, снизить стрессовые ситуации, прийти к общности взглядов внутри семьи.Чем чаще семьи смогут относиться к диалогам как к прогрессу в отношениях со своим подростком, тем больше у них будет шансов для успешного общения  и тем реже в подростка будет возникать стрессовая ситуация [4].

Список литературы:

  1. Бодров, В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов./ В.А.Бодров – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
  2. Глод, Н.В. Роль тренинга в снижении агрессивного поведения как следствия насилия в семье / Н.В. Глод // Теоретические и прикладные проблемы современной психологии: мат-лы VIII Респ. студ. н/пконф. – Минск: БГПУ, 2008.
  3. Диковицкая, Е.М. Проблемы семьи глазами подростка / Е.М. Диковицкая // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2003. – № 5.
  4. Мухина, B.C. Подростковая психология / B.C. Мухина. – М.: Академия, 2000.
  5. Спицин, А.П., Камакин Н.Ф., Дуркин А.В. Индивидуальные особенности устойчивости к эмоциональному стрессу // Материалы VIII Международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации» / Под ред. Агаджаняна Н.А. - М.: Изд. РУДН, 1998. - 510 с.
  6. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учеб. пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – Изд. 3-е. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
  7. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – Ленинград: Медицина, 1990. – 192 С.
  8. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. – М., 2001.

Телефоны

«Горячая линия»

«Телефон доверия»
УЗ «10-я городская
клиническая больница»
+375 (17) 341-64-38
Комитета по здравоохранению
+375 (17) 396-45-65

Телефон экстренной
психологической помощи
для взрослых
+375 (17) 290-44-44
для детей и подростков
+375 (17) 245-03-03

Телефон городского Центра пограничных состояний
+375 (17) 245-61-74

Бесплатная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия
+375 (17) 367-32-32

Национальная детская линия помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения:
8-801-100-16-11
ежедневно, круглосуточно

Справочная линия комитета по здравоохранению Мингорисполкома по актуальным и проблемным вопросам оказания медицинской помощи работает по телефону 284-41-39 в будние дни с 09.00-17.30, перерыв с 13.00-14.00, звонок бесплатный

Телефоны:
+375 (17) 345-30-46 (справка)
+375 (17) 345-32-71 (регистратура платных услуг)
+375 (17) 340-58-42 (факс )
E-mail: lpu10gkb@rambler.ru
Учреждение здравоохранения
«10-я городская клиническая больница г. Минска»
Дата последнего обновления информации на сайте: 24.04.2018