Russian English
Телефоны:
+375 (17) 345-30-46 (справка)
+375 (17) 345-32-71 (регистратура платных услуг)
+375(17) 345-35-09 (регистратура приемного отделения для экстренных больных)
+375 (17) 341-64-71 (Регистратура отделения лазерной микрохирургии)
+375 (17) 340-19-18 (Регистратура офтальмологического консультативно-диагностического отделения)
+375 (17) 340-58-42 (факс )

E-mail: lpu10gkb@rambler.ru
3D-тур нашей больницы

Алкоголизм у подростков

11.12.2017

Врач-интерн Машель В.В.
Хирургическое отделение №1

Под ранним алкоголизмом понимается алкогольная зависимость, возникшая в возрасте до 18 лет. Она берет свое начало с ранней алкоголизации, когда регулярное потребление спиртных напитков наблюдается до 16 лет.

К особенностям раннего алкоголизма относятся:

  • склонность к регулярным выпивками в компании сверстников (с учетом реакций группирования подросткового возраста) с антисоциальным поведением;
  • доведение на ранних этапах до тяжелой степени опьянения («до отключения») из-за бравады;
  • через 3-4 мес. систематического пьянства возникает компульсивное влечение к приему спиртных напитков;
  • изначальное отсутствие защитного рвотного рефлекса у некоторых подростков (возможно, из-за парциальной незрелости вегетативных механизмов);
  • анорексия в утренние часы выявляется с трудом из-за стремления подростков опохмелиться в плане подражания «бывалым алкоголикам»;
  • алкогольные палимпсесты (выпадения из памяти отдельных моментов выпивки) возникают рано, при первых приемах опьяняющих доз;
  • высокий темп прогредиентности определяет быстрое нарастание изменений личности с эмоционально-волевыми и интеллектуально-мнестическими расстройствами;
  • интеллектуально-мнестические расстройства характеризуются частичной или полной обратимостью после прекращения употребления спиртных напитков;
  • наличие «измененной почвы»: психопатические черты (преимущественно неустойчивого, эпилептоидного типа), акцентуации характера, резидуально-органическая церебральная недостаточность, интеллектуальная недостаточность, нарушение темпа психофизического развития, дисгармоничность раннего пубертатного периода;
  • сложное сочетание конституционально-биологических и социально-средовых факторов, включая особенности воспитания (безнадзорность, гипоопека, гиперопека с мелочным контролем и системой запретов, жесткие взаимоотношения).

Особенности алкоголизма у девочек-подростков (в сопоставлении с мальчиками-подростками):

  • большая отягощенность в наследственном плане (особенно по линии алкоголизма матери);
  • выраженное нарушение внутрисемейных отношений (более частый распад семьи до 10-летнего возраста);
  • более резко нарушенное воспитание с преобладанием воспитания в жестких условиях;
  • большая частота девиантного поведения с превалированием пассивных реакций протеста (у мальчиков - активные реакции протеста);
  • ориентация на более взрослый круг общения, где преобладают пьющие мужского пола более старшего возраста, имеют место индуцированные формы алкоголизма, половая распущенность у девочек с частыми венерическими заболеваниями;
  • реже обнаруживается школьная дезадаптация, чаще установки (на вербальном уровне) на продолжение образования;
  • хуже адаптируются в производственном коллективе из-за частых конфликтов на работе;
  • меньше частота резидуально-органических пограничных нервно-психических расстройств, но большая распространенность психопатий, в том числе в процессе их формирования;
  • особенности «психоэндокринной почвы», во многом определяющие большую выраженность аффективных расстройств, в частности с депрессивным сдвигом;
  • более высокий темп прогредиентности алкоголизма, с ранним формированием периодического типа пьянства;
  • ригидность стереотипов асоциального поведения, что затрудняет вывод девочек-подростков из делинквентных группировок.

Группу риска по развитию наркологических заболеваний можно выявить уже с возраста посещения детского сада и до подросткового периода. Для таких детей характерны агрессивно-экспансивное поведение, недостаточный самоконтроль, повышенная импульсивность, легкая возбудимость. Они не замечают опасности, действуют очень быстро, повышенно чувствительны к внешним раздражителям, часто ведут себя безрассудно, отличаются недостаточной способностью к социальной адаптации. В дальнейшем у них все более четко проявляются нарушения социального поведения, возникают школьные проблемы.

Подростки 14-18 лет, представляющие группу риска, из семей с алкогольными проблемами отличаются агрессивностью, повышенным уровнем реактивной и личностной тревожности, большой выраженностью соматизированных психических нарушений (невротических расстройств), психическим инфантилизмом, социальной и педагогической запущенностью. 

Незрелая личность с наличием тревоги как личностной черты для получения желаемого эмоционального состояния, пытаясь адаптироваться в кругу сверстников, в обществе прибегает к алкоголю, наркотику, что, в свою очередь, еще в большей степени задерживает развитие личности и способствует дальнейшей алкоголизации, наркотизации, делинквентному поведению.

Принципы диагностики раннего алкоголизма строятся на:

  • выявлении основных симптомокомплексов, присущих алкоголизму;
  • объективном анамнезе из-за склонности подростков скрывать алкоголизацию;
  • оценке предрасполагающих условий микросоциальной среды;
  • динамике изменений личности употребляющего алкоголь и наркотики, где особое значение имеет вычленение вновь проявившихся психоорганических расстройств с преобладанием выраженных психопатоподобных проявлений или задержек интеллектуального развития.

Лечение и профилактика при наркологических проблемах детско-подросткового возраста

Злоупотребление алкоголем и наркотиками может наблюдаться в рамках подростковых кризов, где речь может идти о нормальных вариантах эмоциональных и поведенческих реакций в подростковом периоде. В других (патологических) случаях злоупотребление алкоголем и наркотиками имеет место при первичных нарушениях в эмоциональной сфере (искаженное представление о собственной значимости, чувство вины, ощущение несостоятельности, низкая самооценка), также поведенческих нарушених в виде уходов, суицидальных попыток, чрезмерном протестном поведении. Способствовать потребелению алкоголя и наркотиков могут первичные нарушения психики и непреодоленные жизненные конфликты.

Так, наркологические проблемы у детей и подростков могут быть как результат перегрузок в школе, к примеру, при пограничной интеллектуальной недостаточности, нераспознанных формах легкого интеллектуального недоразвития или специфических нарушениях развития (легастении). В связи с этим при подозрении на наличие наркологических проблем в детском и подростковом возрасте наряду с соматическим, неврологическим, психопатологическим обследованием проводится психологическая диагностика. При этом проводится оценка работоспособности, школьных навыков (чтения, письма, счета, эмоционального состояния, личности) 

Основные принципы лечения алкогольной зависимости строятся на добровольном отказе от употребления спиртных напитков вначале на реальный срок (к примеру, полгода, год), оговаривается, что по истечении этого срока обсуждение данного вопроса будет продолжено, комплексности выборе объема медикаментозной, психотерапевтической и реабилитационной помощи с учетом преобладания биологических или социально-психологических факторов в генезе алкогольной зависимости, а также с учетом остроты состояния, пребывания в ремиссиии. Лечение включает биологические (медикаментозные), психологические, социальные методы

Спектр последовательных терапевтических мероприятий:

  • установление контакта: консультация;
  • отмена алкоголя или наркотического вещества и дезинтоксикация: терапия соматических осложнений;
  • интенсивное лечение с целью купирования влечения: психотерапия, групповая терапия, терапевтическое сообщество (группы взаимопомощи, предусматривающие проживание в группе), медикаментозная терапия, поведенческая терапия;
  • дальнейшее лечение и ресоциализация, реабилитация: групповая терапия, трудотерапия, терапевтическое сообщество;
  • профилактика и превентивные мероприятия: предоставление информации, воспитание, разъяснение, правовые мероприятия.

Психокоррекция направлена на коренную перестройку установок незрелой личности, нацеленной на пребывание в асоциальных «алкогольных» компаниях. Долгосрочное психотерапевтическое воздействие предусматривает преодоление отрицания собственной болезни (анозогнозию), поддержание установки на полный отказ от употребления алкоголя, формирование новых значимых установок, на разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов.

Телефоны

«Горячая линия»

«Телефон доверия»
УЗ «10-я городская
клиническая больница»
+375 (17) 341-64-38
Комитета по здравоохранению
+375 (17) 396-45-65

Телефон экстренной
психологической помощи
для взрослых
+375 (17) 290-44-44
для детей и подростков
+375 (17) 245-03-03

Телефон городского Центра пограничных состояний
+375 (17) 245-61-74

Бесплатная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия
+375 (17) 367-32-32

Национальная детская линия помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения:
8-801-100-16-11
ежедневно, круглосуточно

Справочная линия комитета по здравоохранению Мингорисполкома по актуальным и проблемным вопросам оказания медицинской помощи работает по телефону 284-41-39 в будние дни с 09.00-17.30, перерыв с 13.00-14.00, звонок бесплатный

Телефоны:
+375 (17) 345-30-46 (справка)
+375 (17) 345-32-71 (регистратура платных услуг)
+375 (17) 340-58-42 (факс )
E-mail: lpu10gkb@rambler.ru
Учреждение здравоохранения
«10-я городская клиническая больница г. Минска»
Дата последнего обновления информации на сайте: 24.04.2018